с музыкантами Самарской филармонии

За более чем 15 летнюю карьеру аранжировщика и звукорежиссера довелось поработать с десятками составов групп, ансамблей, оркестров, не говоря уже о сотнях музыкантов и вокалистов. Удивить «бывалого» ))) звукаря довольно сложно, многие инструменты уже изучены, их тембра , строение, настройка , звукоизвлечение, штрихи, эстетика даже несколько приелись.
Буквально на днях выпала чудесная возможность не только сходить на концерт органной музыки, но и вживую посмотреть, и даже поиграть на нем.

Необходимо отметить , что далеко не в каждой российской филармонии присутствует этот инструмент и , тем более, содержится в таком состоянии, как орган Самарской Государственной филармонии. Так уж случилось, что за 33 года своей жизни мне не довелось услышать орган вживую, исключительно в записях и, конечно же, в профессиональных сэмплах виртуальных инструментов. Но ЖИВОЙ орган, как пожалуй и любой другой акустический инструмент, в живую звучит по особенному, смешиваясь с естественной реверберацией зала.

Орган оказался довольно богат на тембра и оттенки. Самарский инструмент обладает тремя мануалами (клавиатурами), расположенными одна над другой, чем-то напоминая двух и трехэтажные сценические клавишные стойки. Не надо забывать, что еще одна клавиатура есть и для (внимание!) НОГ. Не все знают, что при игре на органе задействованы все конечности (привет барабанщикам!))). Раскладка ручных клавиатур стандартная, фортепианная, однако клавиши короче и ближе расположены друг к другу, чем -то напомнило клавиатуры дешевых синтезаторов, но благородство происхождения выдает мягкий, легкий и беззвучный ход клавиш. Верхняя клавиатура — мягкий, нежный приглушенный, несколько далекий тембр, нижняя — напротив более резкий, близкий, четкий и насыщенный гармониками. Средняя клавиатура, как не трудно догадаться — нечто среднее. Сложнее всего координировать ноги и руки, раскладка ножных клавиш (самые низкие пробирающие звуки, басы, низа) тоже как-бы рояльная, но большого размера, освоиться можно довольно быстро, но координация приходит далеко не сразу.

с музыкантами Самарской филармонии

В прохладном зале филармонии из-за новизны ощущений и волнения даже немного вспотел, но волнение это было, без сомнения, приятным.
К заголовку: в ходе прослушивания музыкальной программы того вечера несколько раз поймал себя на мысли, что недооценивал тембр органа в принципе, не слышал разность его красок и широту применения для достижения аранжированных целей. Переосмысливаешь его фоновую функцию, его ритмическую ценность и умение быть разным в разных произведениях. А ведь до этого в голове был только ОДИН тембр органа, а оказалось их так много!

Мысль очень простая и возможно даже банальная, которая пришла ко мне , как к аранжировщику — ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ТЕМБРА, взгляд на него с разных сторон, и относится это не только к органу — к любому инструменту. Как результат — НЕ БАНАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ И ИХ ТЕМБРОВ в ежедневной работе. Например, взглянуть на ритм гитару не только как на ритмический инструмент, играющий где то справа — а напротив — как фон без атаки и посередине, как главная функция аранжировки. Или вот: главный вокал лишить читаемости и задвинуть далеко назад, растянуть длину, добавить пространства — и вот вокал уже некий пэд, но естественного происхождения. Уникально? Да!Именно это дает уникальную краску аранжировке, делает ее узнаваемой, ТВОЕЙ. И это только пара примеров, которые возможны а ведь их ТЫСЯЧИ!

Такие новые ощущения, какие я испытал с органом мотивируют меня на ПОИСКИ, поиски чего то нового, вдохновляют. А ведь это так нужно, чтобы не остыть в каждодневной, порой рутинной работе со звуком. ИЩИТЕ ЭТИ ОЩУЩЕНИЯ!

Рубрики: Блог

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.